От фуры до кабриолета: вспоминаем самые необычные модификации и интересные факты про Газель
Если Smart – это один из самых компактных автомобилей в мире, то самым коротким грузовиком в мире точно может считаться Газель! Правда, не стандартная, а созданная из обычной путём почти полной вивисекции задней части, в которой осталось место только для ведущей оси. Представляете, как забавно выглядит кардан этой заднеприводной машинки?
Фото: Андрей Филиппов
Фото: Андрей Филиппов
И это отнюдь не всплеск фантазии автоблогеров, а вполне серьезный внутризаводской транспорт, использующийся для производственных нужд Павловского автобусного завода. С помощью таких «коротышек» по цехам предприятия развозят прицепные тележки с комплектующими. И за счет того, что длина самого тягача («головы») ничтожно мала, общая длина автопоезда получается подходящей даже для самых узеньких внутрицеховых проездов. На дороги общего пользования такая «голова Газели», разумеется, выезжать не имеет права.
Маленькая фура: автопоезд с тягачом ГАЗ-САЗ-2409
Газель со «взрослым» полуприцепом? Пусть это поначалу кажется смешным и выглядит забавно, но в этом случае всё по-взрослому и по-настоящему. Тягач создавался «с чистого листа» с вполне ясной коммерческой целью, а именно – для эксплуатации в составе автопоезда с полуприцепом САЗ-9459.
Автопоезд с тягачом ГАЗ-САЗ-2409 выглядит очень необычно. Фото: Максимилиан Чернявский
Автопоезд с тягачом ГАЗ-САЗ-2409 выглядит очень необычно. Фото: Максимилиан Чернявский
Эта идея возникла в 2004 году и сразу уперлась в проблему с тормозной системой – точнее, с российским законодательством. Ведь по требованиям ГОСТ Р 41.13-99 и правил № 13 ЕЭК ООН, ИСО создание автопоезда из тягача на базе ГАЗ-3302 (категория N1) и полуприцепа грузоподъемностью 2,3-2,5 т (категория О2) возможно только при наличии пневматического или вакуумного привода тормозов полуприцепа. Перевести на «пневматику» Газель было бы слишком дорого и сложно, поскольку такие пневмосистемы отечественного производства рассчитаны на тяжелые грузовики типа МАЗ или КамАЗ.
Поэтому Газель решили оснастить гидровакуумным приводом тормозов, который в мире применяется на машинах аналогичного назначения или легковушках, которые эксплуатируются с полуприцепом. Если кратко, то на борту при этом появлялись вакуумные баллоны, которые бы обеспечивали автоматическое торможение полуприцепа в случае разрушения сцепки или повреждения трубопроводов. При этом по питающей магистрали на полуприцеп подавался не воздух, а именно вакуум, а по управляющей – то воздух, то вакуум, приводящий в действие главный тормозной цилиндр, от которого жидкость подавалась к колёсным цилиндрам.
Для Газели такую систему тормозов разработал бывший руководитель бюро тормозных систем УКЭР ГАЗа Владимир Борисович Дубков, имевший отношение к тормозам практически любого автомобиля ГАЗ. После сертификационных испытаний было получено ОТТС, а также патенты на изобретение № 51947 (тормозная система) и на полезную модель №47314 (автопоезд) и № 53996 (полуприцеп).
На улицах в реальной обстановке такая «такса» смотрится просто эпично. Фото: Максимилиан Чернявский
На улицах в реальной обстановке такая «такса» смотрится просто эпично. Фото: Максимилиан Чернявский
На улицах в реальной обстановке такая «такса» смотрится просто эпично. Фото: Максимилиан Чернявский
На улицах в реальной обстановке такая «такса» смотрится просто эпично. Фото: Максимилиан Чернявский
На улицах в реальной обстановке такая «такса» смотрится просто эпично. Фото: Максимилиан Чернявский
Тягач ГАЗ-САЗ-2409 с седельно-сцепным устройством JSK 3-2 немецкого производства, впрочем, может использоваться с полуприцепами самого различного назначения: грузовая платформа (с тентом или без), фургон, рефрижератор, эвакуатор, прицеп для перевозки лошадей и так далее.
С новой кабиной Газель не забыла о том, что она слегка «дальнобоит». Фото: Максимилиан Чернявский
По бездорожью в тандеме с комфортом: ГАЗ-330279 «Тандем»
Располагая полным приводом и цельнометаллическим кузовом, заводчане решили поэкспериментировать и представили на Московском Международном Мотор Шоу-1996 прототип под названием ГАЗ-330279 «Тандем».
Фото: из архива завода-изготовителя
Фото: из архива завода-изготовителя
Фото: из архива завода-изготовителя
Этот необычный пикап с передком полукапотной компоновки позиционировался как транспортное средство не только повышенной проходимости, но и комфортности. Анатомические кресла, «кенгурятник», дуга безопасности, выкрашенный металликом кузов, наглухо тонированные стёкла – всё это смотрелось довольно броско и эффектно по временам 1996 года. А ведь машина при этом была вполне функциональной, ведь её кузов с металлической платформой умещал тонну груза.
А как вам этот кустарный пикап? Фото: Максимилиан Чернявский
Интересный факт №3: билет в один конец
Газель не сразу стала возить пассажиров: восьмиместный микроавтобус ГАЗ-3221 начал сходить с конвейера в январе 1996 года, а с мая его дополнил 13-местный ГАЗ-32213. Однако то, что Газель может уверенно двигаться в потоке на уровне легковушек с десятком человек на борту, и без завода прекрасно знали многочисленные фирмы, специализирующиеся на маршрутных перевозках в малых и крупных городах. Они быстро смекнули, что гораздо проще (и дешевле) приобрести не заводскую модификацию, которой еще не было, а поступить еще круче и жестче. Пока завод готовил собственный микроавтобус, адаптированный к технологиям крупносерийного производства, сразу после начала выпуска грузовых версий с 1994 года начали появляться пассажирские версии мелких производителей, обычно бывших авторемонтных или машиностроительных заводов. Они, не мудрствуя лукаво, делали так: покупали обычное грузовое шасси ГАЗ-3302 и доваривали к его кабине собственные кузова с каркасом из стальных труб.
Шасси такого бортового грузовика превращалось в основу для микроавтобуса поневоле. Фото: autowp.ru
По такой кустарной технологии производство можно было запустить быстро, но при подобном подходе оно получалось мелкосерийным, поскольку не позволяло строить машины действительно крупными партиями. Как только завод освоил свой микроавтобус, почти все кустарные производители свернули свою деятельность, не выдержав конкуренции. Исключением стала лишь Украина с ее более лояльными сертификационными требованиями, где на базе Газелей стали строить многоместных монстров с сомнительной внешностью, не обращая внимания на грузоподъемность шасси.
Рафик ни в чем не виноват: большое боковое заднее стекло и такой силуэт – это творчество Бийского машиностроительного завода. Фото: из архива БМЗ
Незаводские ужасы: лет 20 назад на базе грузовых Газелей строили и такие лютые проекты. Фото: Максимилиан Чернявский
Незаводские ужасы: лет 20 назад на базе грузовых Газелей строили и такие лютые проекты. Фото: Максимилиан Чернявский
Ялуторовский автомобильный завод также пытался немного поучаствовать в допинговой олимпиаде при участии Газели. Фото: из архива ЯлАЗ
Ялуторовский автомобильный завод также пытался немного поучаствовать в допинговой олимпиаде при участии Газели. Фото: из архива ЯлАЗ
После того, как появился серийный грузовой фургон, перевозчики также стали переделывать их в микроавтобусы в кустарных условиях. Для этого достаточно было врезать в боковины стёкла, а в салоне разместить какие-то кресла – например, от списанных автобусов. Поэтому многие перевозчики закупали фургоны большими партиями и тут же переделывали их, никак не оформляя такую переделку документально. Такая вакханалия довольно быстро сошла на нет, но появилась другая беда: значительное количество мелких фирм какими-то неведомыми путями получило ОТТС на переоборудование фургонов в микроавтобусы с увеличенным количеством мест: в заводской маршрутке их было 13, а они на той же площади размещали 14, 15 и даже 16 пассажиров!
Фото: Максимилиан Чернявский
В таких салонах было невыносимо тесно даже невысоким людям, и вот от таких-то поделок сильно страдал имидж Газели, поскольку рядовые граждане продолжали ассоциировать этот ужас с самим Горьковским автозаводом. А затем не заставила себя долго ждать и настоящая беда: даже несмотря на полученный сертификат ОТТС и вполне официальную эксплуатацию на маршрутах, такие Газели нередко попадали в тяжелые аварии, что сказывалось на репутации и заводских микроавтобусов, безопасность которых была подтверждена рядом испытаний.
Кончилось это тем, что соответствующие органы запретили кустарные модификации и перевозчики были вынуждены приобретать только заводские модификации маршрутных автобусов, окрашенных для наглядности в характерный ярко-желтый «таксомоторный» цвет.
Фото: autowp.ru
А я сяду в кабриолет: ГАЗ-2705 «Кабриолет»
Казалось бы, что может быть общего у микроавтобуса и кабриолета? Отсутствие крыши и… платформа Газели! Первые два кабриолета в Нижнем Новгороде построили уже в 1995 году для проведения экскурсий высокопоставленным гостям по территории завода. В одной машине ехали «высокие гости», следом на такой же – журналисты. Третий кабриолет с той же целью создали в 2004-м уже на базе рестайлинговой версии. Но самое необычной в этой «истории под открытым» небом то, что в 2005 году всё на том же «Мотор Шоу» был представлен девятиместный экскурсионный микроавтобус с открытым кузовом (именно тот, прошлогодний экземпляр), который позиционировался как транспорт для обслуживания церемоний, приёма делегаций и всего остального, что связано с перевозкой людей на открытом воздухе в тёплую погоду.
Фото: Максимилиан Чернявский
«Распиленная» Газель за оригинальность конструкции в номинации «Специальный приз выставки "Мотор Шоу"» 2005 года удостоилась диплома конкурса гран-при журнала «Коммерческий транспорт».
Жизнь после нулевых: необычные модификации Газель Бизнес
Вместо послесловия предлагаем просто взглянуть на фотографии автомобилей, получивших собственную приставку к имени – «Бизнес». Произошло это уже после тучных нулевых, и остаётся искренне порадоваться, что Газель смогла не только пережить кризис 2008 года, но и умудрилась уже после него потрудиться в самых разных ипостасях, побыв и инкассаторским броневиком, и автодомом, и микроавтобусом для перевозки VIP-персон со скрытым бронированием. Хотя на этих фото машина представлена в виде вполне привычных микроавтобуса, бортового грузовика и… настоящей вышки!
Фото: из архива производителя
Фото: из архива производителя
Фото: из архива производителя
А учитывая, что сторонние производители даже скрещивали её с трактором, превращая в снегоболотоход, можно с уверенностью заявить, что наша заслуженная «антилопа» за свои тридцать лет разве что не летала.
Опрос Какая из необычных модификаций Газели понравилась вам больше всего? Голосовать Ваш голос Всего голосов: